Анатомия образа

«Анатомия образа» берет свое начало в «анатомии натуры», претворяемой в искусстве не в протокольном виде, а с отбором самого характерного. Подход к этому акту у каждого художника свой, как и манера исполнения рисунка, картины, скульптуры.
Конечно, без протокольно-фактического материала не обойдешься, если хочешь создать реалистическое произведение, адресуемое зрителям.
Отбирая характерное в действительности, используя реальную основу и в нужной мере отклоняясь от нее, художник строит пластические формы.
Древние, идеализируя профиль лица, преувеличивали выпуклость лба и придавали головам богов и героев лицевой угол выше 90 градусов (у нормальных людей этот угол колеблется от 70 до 80°), откуда и образовался «греческий классический профиль». У животных эти углы, конечно, значительно меньше в силу очень выдвинутой вперед лицевой части головы. У лошадей этот угол 10—12°, у собак от 10 до 18°, у кошек до 20°.
Свежий кавалер
К преувеличениям, подчеркиванию характерного прибегали многие художники, в том числе и П. А. Федотов, -например в «Свежем кавалере», в «Сватовстве майора», и очень часто питательной средой и «строительным материалом» в его работе над образом были наблюдения, сама действительность, размышления и переживания. Р. Мутер в «Истории искусства» писал о нем: «. . . он проводил целые дни в прогулках по городу. Целыми часами он наблюдал то или иное явление, заинтересовывался всяким встречным, как ребенок (он и любил больше всего на свете ребят, а дети обожали этого по-детски доброго и впечатлительного человека), радовался всему новому, забавному, характерному, типичному».
Приемы заострения образа, очень осторожно использованные, можно проследить в творчестве И. Е. Репина — в его «Протодьяконе», «Крестном ходе», в «Запорожцах», в «Бурлаках», у В. И. Сурикова — в картинах «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове» (в частности, если Меншиков встанет во весь рост, его голова и плечи окажутся за пределами потолка и крыши, да и кисть руки «светлейшего князя» преувеличена в размере).
Подобный отход от «натуральности», а вернее — от «протокольности» способствует выразительности образа, шире раскрывает его суть. Важно, чтобы была грамотная основа, чтобы акценты были мотивированы. Собственно говоря, это есть не что иное, как творческий подход к исходному натурному материалу при непременном условии: преувеличивай, но знай меру, не искажай пластическую форму!

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий