Анатомия образа

«Анатомия образа» берет свое начало в «анатомии натуры», претворяемой в искусстве не в протокольном виде, а с отбором самого характерного. Подход к этому акту у каждого художника свой, как и манера исполнения рисунка, картины, скульптуры.
Конечно, без протокольно-фактического материала не обойдешься, если хочешь создать реалистическое произведение, адресуемое зрителям.
Отбирая характерное в действительности, используя реальную основу и в нужной мере отклоняясь от нее, художник строит пластические формы.
Древние, идеализируя профиль лица, преувеличивали выпуклость лба и придавали головам богов и героев лицевой угол выше 90 градусов (у нормальных людей этот угол колеблется от 70 до 80°), откуда и образовался «греческий классический профиль». У животных эти углы, конечно, значительно меньше в силу очень выдвинутой вперед лицевой части головы. У лошадей этот угол 10—12°, у собак от 10 до 18°, у кошек до 20°.
Свежий кавалер
К преувеличениям, подчеркиванию характерного прибегали многие художники, в том числе и П. А. Федотов, -например в «Свежем кавалере», в «Сватовстве майора», и очень часто питательной средой и «строительным материалом» в его работе над образом были наблюдения, сама действительность, размышления и переживания. Р. Мутер в «Истории искусства» писал о нем: «. . . он проводил целые дни в прогулках по городу. Целыми часами он наблюдал то или иное явление, заинтересовывался всяким встречным, как ребенок (он и любил больше всего на свете ребят, а дети обожали этого по-детски доброго и впечатлительного человека), радовался всему новому, забавному, характерному, типичному».
Приемы заострения образа, очень осторожно использованные, можно проследить в творчестве И. Е. Репина — в его «Протодьяконе», «Крестном ходе», в «Запорожцах», в «Бурлаках», у В. И. Сурикова — в картинах «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Березове» (в частности, если Меншиков встанет во весь рост, его голова и плечи окажутся за пределами потолка и крыши, да и кисть руки «светлейшего князя» преувеличена в размере).
Подобный отход от «натуральности», а вернее — от «протокольности» способствует выразительности образа, шире раскрывает его суть. Важно, чтобы была грамотная основа, чтобы акценты были мотивированы. Собственно говоря, это есть не что иное, как творческий подход к исходному натурному материалу при непременном условии: преувеличивай, но знай меру, не искажай пластическую форму!

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы чтобы оставить комментарий.