Французские рисунки и коллекционеры , ч 3

Пройдя через руки таких знаменитых  ценителей, как Ябах, Бетюн, Кроза и Мариэтт, они перешли сначала в королевские собрания, а затем в Кабинет рисунков Лувра, где ныне представлена богатейшая в мире коллекция работ школы Фонтенбло, включающая шедевры великих мастеров и пленительные листы их учеников. Значительное число листов было привезено в Англию к художнику Лоуренсу, в Швецию— через посредство Кроза и д’Одрана, а также в Австрию, в Альбертину, благодаря принцу де Линю.

Из Англии несколько французских рисунков было возвращено во Францию Вудберном: они были обнаружены в XIX веке в различных коллекциях утонченных любителей. В знаменитых собраниях XVIII века (Ламперера, принца де Конти или Пэньон-Дижонваля…) фигурировали восхитительные работы Приматиччо. а в собрании Пейна Найта—Россо. У королевы Кристины тоже было некоторое количество рисунков, в основном Приматиччо, попавших в конце концов в руки герцога Браччано (сейчас — в Музее Гейлера в Гарлеме). В XIX веке пробудился интерес к французскому рисунку XVI столетия: первая выставка «Французские рисунки старых мастеров», состоявшаяся в 1879 году в Школе изящных искусств, увенчала заслуги ученых знатоков и страстных собирателей, таких, как маркиз де Шепневьер, Ис де ла Салль, Жигу, Детайер, благодаря которым до нас дошли столь мало известные рисунки мастеров XVI века.

Маркиз де Шенневьер сумел собрать особенно поразительную коллекцию, которую он скромно именовал «грудой ветхих набросков»; его целью было достойно представить французское искусство, и эта коллекция действительно являла собой уникальную панораму художников нашего Ренессанса. Собрание Жана Массона, переданное в дар Школе изящных искусств, обогатило ее листами редких, зачастую совершенно забытых художников. В этих собраниях чаще всего встречаются имена мастеров школы Фонтенбло, главным образом Приматиччо, реже Россо и Никколо; там также находятся работы Этьена Делона, мода на которые не проходила никогда, и несколько листов Кузена. Их произведения часто доходят до нас в виде альбомов: к сожалению, в настоящее время сохранилось лишь несколько из них: большинство было изъято в начале XIX века.

Все эти французские рисунки XVI века представляют собой лишь останки некогда огромной продукции эпохи, когда произведению искусства придавалось первостепенное значение. И порой запечатленный на бумаге набросок остается единственным свидетельством и напоминанием о нем. Это обстоятельство придает исполненным трогательного очарования рисункам XVI столетия совсем особую ценность.

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий