литературные жанры Египта

Могила для архитектуры, надгробная плита для скульптуры и живописи, эпитафия для литературы — это те зародышевые «жанры», те естественные «ограничения», в которых укладывается первоначальный и естественный масштаб,— жизнь и смерть отдельного человека,— являющийся первым сюжетом, где начало может быть сведено к концу.
Существует мнение, что в Египте литературные жанры начались именно с похоронных эпитафий. Замечательный «Рассказ египтянина Синухета», являющийся «представителем реалистического романа в египетской литературе»1 (классической эпохи Среднего царства), есть ведь не что иное как литературное развитие жанра эпитафии,— высеченной надгробной надписи. Вот что говорится у проф. Тураева по этому поводу: в нем (в рассказе) «…все естественно и соответствует эпохе и действительности, начиная с формы. Последняя заимствована из надгробных надписей биографического характера, в которых изложению от имени героя предпосылается перечень его должностей, эпитетов, его имя, и затем слово «говорит» вводит прямую речь в первом лице» 2.
Итак, первый реально наблюдаемый круг явлений в жизни — судьба и жизнеописание одного человека от рождения до смерти — послужил в Египте исходным пунктом и для образования литературного жанра,— первого реалистического романа.
1 Цитирую по труду проф. Б.Д. Тураева «Рассказ египтянина Синухета и образцы египетских документальных автобиографий». Москва, 1915. В серии «Культурно-исторические памятники Древнего Востока».
2 Т а м же.

Но «Рассказ египтянина Синухета» дает нам возможность заглянуть не только в происхождение жанра; он дает ключ и к последней тайне жанра, к тому, что представляет собой «конец» художественного произведения. Рассказ Синухета оканчивается типичными религиозными образами и представлениями, связанными с египетским культом мертвых.
А «культ мертвых» для автора рассказа является «мировоззрением» его эпохи, гвоздем ее нравственной системы. Не зная этого мировоззрения, художник не смог бы жизненно верно (а не только условно!) извлечь «концы и начала» из потока современной ему жизни и дать целое, закругленную форму своему произведению, потому что конец определяется именно тем, во что верит современное художнику поколение.

Категория: Без рубрики
Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий