остатки изжитых концов

Те же рудиментарные остатки изжитых «концов», которые уже раз оказали нам Службу, могут раскрыть для литературоведа и исключительную свою насыщенность идеологией данной эпохи,— стоит ли перед этой идеологией в убеждении данного художника плюс или минус, исповедует ли он ее сам, или отрицает. Они, то есть концы, почти всегда морализуют, указывают конечный идеал своего общества, говорят о победе добра и наказании зла (Диккенс) или безнаказанности зла и бесплодности добра (Теккерей,— обратная сторона тон же буржуазной морали!); они выдают мечту о той окончательной, полной гармонии общества (тоника Бетховена), которая детски-наивно и в то же время величественно предваряет собою долгие годы и века борьбы за подлинную возможную на земле общественную гармонию.
Но выдавая все это, «концы» художественных произведений указывают и на тот факт, что всякое настоящее искусство, стремящееся, по разуму и духу своего времени, дать закопченную картину бытия, тем самым выполняет и пророческую функцию, забегает вперед историческому процессу. И, сгибая линию в круг, стремясь создать целое, оно передаст будущим поколениям не только памятку, но и проекцию своей эпохи. Вот в чем ведущая, передовая, бессмертная сила искусства.

Какую же роль будет играть жанр, и каким должен быть жанр в нашем социалистическом мире?
История литературы учит нас, что именно в период молодости класса крепнет и оформляется жанр, наиболее тесно и мотивированно сближаясь с жизнью. И наоборот — он начинает распадаться в эпохи декаданса, когда общество теряет перспективу. Отсюда ясно, что у нас, в нашей литературе, ни о каком кризисе жаира речи не может быть,— наоборот, мы на пороге его расцвета, и если мы еще не всегда умеем «сводить концы с началом», часто не умеем заканчивать наших произведений, не умеем выдвигать и создавать новые жанры, то отнюдь не только потому, что мы еще плохие художники, а и потому, что мы еще плохо владеем философией нашего века, системой его великих идей.

Категория: Без рубрики
Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий