поиск сатирического образа для рисунка

Порой сатирический образ рождается от сходства внешнего облика объекта с фруктами, с овощами (например, в повести Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» у одного голова была похожа на редьку хвостом-вверх, у другого — хвостом вниз), от сходства с предметами обихода. Но чаще всего путь к сатирическому рисунку начинается от сходства зверей с людьми. Ведь многие люди чем-то напоминают зверей (и наоборот), и эта «перекличка» выглядит часто смешной, комичной, уморительной и часто совсем не обидной.
Рисовать зверей в «очеловеченном» плане — дело весьма трудное. Для этого надо уверенно разбираться в строении животных и людей, знать те изменения, которые происходят в их внешнем облике под влиянием возраста, знать образ жизни тех и других.
Чтобы изобразить зверя смешным, веселым, озорным, почти всегда приходится сравнивать его с человеком, находя характерные для обоих положения, движения, мимику. В этом сплаве человеческих и звериных признаков лежит основа сатирического’ рисунка.
Когда появится навык, можно делать сравнительно быстро рисунки с усиленными до гротеска акцентами, но всегда надо проявлять максимум внимания по отношению к герою рисунка, чтобы избежать пустого зубоскальства, насмешки над уродливыми чертами внешности прототипа.
Во время работы желательно вспомнить комичные случаи, аналогичные изображаемым. И вместе с тем не доверяйтесь безоговорочно всему тому, что «выдает» ваша память. Там наверняка найдутся излишки, которые будут казаться заманчивыми и легко выполнимыми в рисунке. Делайте бескомпромиссный выбор. Не обольщайтесь .первым, что придет в голову, — это обычно тормозит творческие поиски и снижает результаты.
Избегайте стандартного решения темы и композиции, повторения самого себя и заимствования чужих приемов исполнения карикатур.
Почти любое животное (или птица) своим строением, нравом, повадками дает достаточно разнообразный визуальный материал для перехода от натуры к сатирически-комическому образу. Можно даже сказать, что такой материал имеется в мире животных в готовом виде. Остается только его заметить, извлечь, использовать, реализовать.
У многих зверей и у человека одни и те же лицевые мускулы выполняют одни и те же функции, хотя эмоциональные импульсы, вызывающие сокращения лицевой мускулатуры, совершенно разные. Например, механическая функция мышц, идущих от углов рта к височным костям, — оттягивать углы рта к вискам, что у человека связано с улыбкой, подает сигнал хорошего настроения, у собаки — это широко открытый рот при затрудненном дыхании. В переводе на язык человеческих эмоций работу этих мышц можно прочесть и как выражение улыбки на собачьей морде. В аналогичном двойном значении воспринимается результат работы этих мышц у лисиц, кошек и других животных.

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий