реализм и формотворчество

Формотворчество ничего общего не имеет с реалистическими приемами использования изобразительной гиперболы, расстановки зрительных «знаков препинания» под неослабным контролем такого тонкого инструмента для критической оценки сделанного художником, как чувство меры.
Подчеркивания, преувеличения и другие средства заострения образного решения произведения искусства дают возможность художнику полнее воплотить свой замысел, имея при этом в виду не только смысловой, но и эстетический аспект воздействия его работы на зрителя: она ни в коем случае не должна вызывать отталкивающего впечатления.
Чтобы определить, где и в какой мере допустимы «отклонения от нормы», надо прежде всего продумать и прочувствовать композицию, найти ее смысловой узел, силу контраста между пунктами «молчания» и «ударными», между presto и pianissimo. В акцентировке большую роль играют аксессуары — второстепенные объекты, детали обстановки, окружение центральной группы персонажей или одного из них.
В поисках композиции художнику часто приходится возвращаться к натуре для уточнений. Через такое целенаправленное общение с моделью он получает дополнительный познавательный материал, который обогатит его представление о первоисточнике образа.
Несколько слов о месте и значении анатомии в решении творческих задач.
Скульптор А. С. Голубкина говорила своим ученикам: « знайте анатомию так, чтобы она сказывалась только уверенностью и свободой в работе, анатомии же самой чтобы и в помине не было» То есть ее надо настолько прочно знать, чтобы во время творческой работы она действовала как нечто само собой разумеющееся, давно перешедшее в механическую, подсознательную фазу. Если этого не случится, не стоит приступать к работе над композицией, требующей оптимального внимания к собственно творческим задачам, к эстетическим средствам выражения замысла художника.
Представьте себе пианиста, думающего о клавишах, по которым должны пробежать его пальцы при исполнении концерта. Разве он сумеет передать слушателям сочинение композитора? Больше того, если пианист начнет вспоминать какую-то ноту, которую ему через секунду предстоит взять, именно ее он и не возьмет.
Если водитель автомобиля будет то и дело вспоминать, на какую глубину нужно нажать педаль сцепления, что делать потом, как привести в действие тормоза и так далее, другими словами, если его знания механизма автомобиля не перешли в подсознательную, моторную фазу, быть аварии.
Подобные аварии могут происходить и происходят у художников, когда знание анатомии не «перешло в руку».

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий