ТАЙНА И ЕЕ РАЗГАДКА

Как без «приключений, которые были на самом деле», не могла родиться приключенческая отрасль художественной литературы, столь популярная у детского читателя с давних времен до наших дней. В повести Эдгара По герой находит клад, зарытый пиратом на Атлантическом побережье. Находит он сокровище, расшифровав запись пирата, где цифровые обозначения следует перевести в слова, а затем постигнуть смысл полученного загадочного текста.
Герой романа Жюля Верна профессор Лиденброк предпринимает путешествие к центру земли, разгадав криптограмму — тайнопись — средневекового исландского ученого Арно Сак-нуссема.
Один рассказ Конан Дойля из цикла приключений Шерлока Холмса построен на разгадке совершенно непонятных на первый взгляд рисунков — пляшущих человечков. В повести Анатолия Рыбакова решающую сюжетную роль играет шифр на морском кортике, за которым охотится бандит. Шифр указывает местонахождение семейного тайника. А в тайнике не драгоценности, как полагал бандит, в нем подробные сведения о затонувших кораблях…
В другой повести Рыбакова местонахождение зарытой драгоценности обозначено на чертеже, спрятанном внутри загадочной бронзовой птицы и тоже требующем разгадки…
В романе Вениамина Каверина разгадка смысла найденных писем капитана Татаринова, возглавлявшего полярную экспедицию, помогает молодому герою в разоблачении хитрого маскирующегося врага.
В романе Зуева-Ордынца пленники-пришельцы перехватывают и расшифровывают «тарабарскую грамоту» переданного со связным вражеского послания…
Важно, какую роль играет шифр или документ в сюжете, кому из действующих лиц и в каких целях он служит, кто и для чего разгадывает шифрованное или неясное. Ответы на все эти вопросы в известной мере определяют художественную убедительность приключенческого романа, повести, новеллы, определяют их прогрессивную направленность и их воспитательную силу.

Категория: Без рубрики
Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий