Талантливый художник и отставной чтец вольных шалопаев – Федор Васильев

Федор Васильев - автопортретВо все времена ничто не могло создать уютную атмосферу и расположение духа лучше, чем живопись. В давние времена это были пейзажи и натюрморты, обрамленные в великолепные рамы, сейчас к ним прибавились шаржи, портреты по фотографии, репродукции картин. Практически любое изображение способно вселить дух в помещение, внести новизну, главное правильно подобрать картину. В этой статье мы осветим некоторые факты из жизни художника пейзажиста – Федора Васильева. Возможно, из этой статьи вы сможете узнать что-то новое, что позволит глубже понимать его творчество.

Если бы существовала машина времени, и гениальный художник прошлого Федор Васильев погостил бы в нашем XXI веке, то прослыл бы отчаянным тусовщиком и приколистом. Его имя обязательно фигурировало бы в светской хронике, он бы стал непременным героем телевизионных передач, щеголяя в модной одежде от самого известного кутюрье. Талантливый живописец всегда вращался в кругу сильных мира сего, а завсегдатаи светских салонов видели в нем не художника, а с иголочки одетого франта с безукоризненными манерами аристократа. Если выражаться сегодняшним языком, то можно сказать, что был художник почитателем гламура. На самом деле Федор Васильев всегда был беден, родился он в семье мелкого гатчинского чиновника, служившего в почтовом ведомстве.

Феноменальный юноша

В свои 10 лет Федор Васильев уже начал рисовать маслом. Обладал он и удивительно чистым голосом, который выделялся в церковном хоре. Благодаря замечательному голосу он и учился в гимназии за казенный счет. В 12 лет он подрабатывал почтальоном за 1 рубль в месяц, а в 13 лет корпел помощником писца в адмиралтействе, получая жалованье уже целых 3 рубля. Приходилось ему выполнять и работу подручного в мастерской художника-реставратора. Но вскоре Васильев оставил службу и стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств. Его другом и наставникам был И.Н. Крамской, прислушивался он к советам И.И. Шишкина, который, был женат на сестре Васильева – Евгении. В 18 лет художник написал полотна «Деревенская улица», «После грозы», которые можно назвать вполне зрелыми работами.

Талантливые люди талантливы во всем

Помимо мощного художественного дара обладал юноша чарующим остроумием и обаянием. Своего друга и замечательно художника Ивана Крамского он в шутку величал генералом от Кувыр коллегии, а себя не иначе, как отставным чтецом вольных шалопаев. Именно так и подписывал свою корреспонденцию. По воспоминаниям Ильи Репина Федор Васильев всегда был в центре внимания, и хотя не получил должного образования, ни в чем не уступал лицеистам. Не зная ни одного иностранного языка, всегда к месту мог вставить латинскую фразу и ввернуть емкое французское или немецкое словечко. Дома у него никогда не было музыкального инструмента, но он превосходно мог разбирать и читать с листа ноты. А однажды даже сыграл сонату Бетховена «Quasi una Fantasia». Поистине к Васильеву можно отнести крылатую фразу, что талантливые люди талантливы во всем. Крамской сравнивал по дарованию Васильева со сказочным богачом, который не ведает счета своим сокровищам и расточает их щедро, но безрассудно, куда ни попадя.

Его современники утверждали, что, будучи человеком бедным, был он всегда одет по последней моде и с невероятным вкусом. За первую проданную картину «Возвращение стада» художник получил весьма крупную по тем временам сумму –1000 рублей и потратил ее на лаковые перчатки, модные цилиндры и пирушки с друзьями.

А однажды с одним из своих таких же шальных друзей художник отправился в Финляндию перекрикивать водопад Иматра. Они расположились по разные стороны водопада, пытаясь своими голосами заглушить шум низвергающейся воды.

С искрометным юмором, иногда сарказмом, врожденным оптимизмом в Васильеве жил могучий талант живописца. Путешествуя по Волге с Ильей Репиным, им были написаны замечательные полотна и идею картины «Бурлаки на Волге» подсказал Репину именно Васильев.

Будучи больным чахоткой художник уехал в Крым. На полуострове он создал целый ряд замечательных рисунков, которые стали своеобразным путеводителем по Крыму. Талант Федора Васильева вспыхнул яркой звездой на небосклоне искусства и очень быстро угас. Но за свою такую короткую двадцатитрехлетнюю жизнь он успел создать замечательные произведения, которые сегодня украшают Третьяковку и Русский музей. Сам того не зная, он стал ярким представителем нового направления в искусстве русской живописи, которое получило название – пейзаж настроения.

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий