техника цветных отмывок

Мягкость тона цветных отмывок замечательно подчеркивает линию, придавая рисунку особый шарм.
Эта техника весьма характерна для французского искусства. Она дает иной эффект, нежели подкрашенная бумага, часто используемая в XVI веке, Во Франции этого столетия были хорошо известны бумагоделательные мануфактуры в Труа, Эссоне, Лрамбсре: тем не менее голубая бумага итальянского происхождения уже проникла в это время во Францию благодаря мастерам Фонтенбло: тамошние итальянцы пользовались ею чатце, чем французы, а художники второй школы Фонтенбло, как справедливо указывает Лавалле, употребляли ее редко. Они предпочитали голубой бумаге серую, подкрашенную или просто белую.

Следует отметить влияние других искусств па технику французского рисунка этой эпохи. Влияние гравюры безусловно определило четкий линейный тип рисунка и внесло ряд технических особенностей; это ясно видно на примере некоторых рисунков Дюбрейя из Лувра, в которых систематическая перекрестная штриховка очень напоминает искусство граверов. Лапалле относил это на счет влияния на Дюбрейя немецких мастеров гравюры; однако художник мог перенять свою технику и у граверов школы Фонтенбло. Несколько выполненных в этой манере очень законченных рисунков из Лувра («Голова Христа», «Головы апостолов») вполне могли быть эскизами для нереализованных гравюр.

Другая особенность, присущая некоторым рисункам,—очень малый формат. Особенно характерен он для окружения Делона. Подобный формат объясняется иногда предназначением рисунков: речь идет об эскизах для медалей, нагрудных, знаков или ювелирных украшений, сделанных Делоном (Оксфорд, музей Ашмолеан)… Этот «миниатюрный стиль», точно охарактеризованный Эйлером, сказался и в композициях большого формата.

Как ни парадоксально, но все эти столь различные по замыслу и назначению французские рисунки, которые мы объединили во вторую группу, отделив их от портретных рисунков, будучи значительно менее известными и малочисленными, сыграли в дальнейшем решающую роль: дело в том, что искусство «карандашных работ» отмирает в XVII веке после попытки обновления его цветом; напротив, разнообразным графическим техникам (отмывка, перо и сангина), в значительной степени введенным в обиход школой Фонтенбло, было суждено пережить свое время и стать привычными изобразительными средствами французских художников. Исчезнут лишь черный мел (замененный черным карандашом) и рисунки на велени и бумаге индиго или бирюзовой  отмывкой. Их драгоценный архаизм, их наиболее сухая манера и готический вкус (и таких выражениях Фелибьен характеризует рисунки Кузена…), видимо, будут принадлежать лишь этой эпохе.

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий