Техника французских художников XVI века

Французские художники XVI века пользовались самой разнообразной техникой, которую грубо можно разделить па две категории. К первой принадлежит техника исполнения портретов, составивших заслуженную славу рисопалыцикам XVI века. В европейском искусстве того времени эти портреты, или «карандаши», выделяются своей подлинной оригинальностью. Наследники рисовальщиков XV века, французские портретисты XVI века пользовались цветными карандашами, служившими уже Фукс при создании знаменитого подцвеченного портрета Ювеналия дез Урсена (Берлин). Было справедливо отмечено, что Гольбейн довольно рано познакомился с этой техникой («Этюд зайца», Художественный музей Фогга, 1523), однако неизвестно, где он научился ей, как неизвестны в точности его связи с Клуэ.

Граф де Линьи

Граф де Линьи

Французы, перестав пользоваться в XVI веке техникой серебряного штифта, имевшей широкое хождение еще в конце XV века («Граф де Линьи», Шантийгт, ), по-прежнему ищут, по примеру с таринных мастеров, способы воплощения натуры крайне сдержанными техническими средствами. Клуэ скупо пользуются цветом, черным-—для контуров, сангиной — для передачи тела п смешением того и другого — для глаз и волос. Наиболее впечатляет скромность средств у Жана Клуэ: он рисует почти исключительно сангиной и черным мелом , чередуя необыкновенно нежные эффекты растушевки с мощными штриховыми акцентами.

Жан Клуэ

Жан Клуэ

Франсуа Клуэ добавляет иногда к этому цветной карандаш; его техника, будучи более сложной, менее разнообразна и менее индивидуальна, а рисунки—более законченны; совершенство его изысканных рисунков при всей своей привлекательности не лишено монотонности. Его манера была подхвачена всей школой, от Жана Декура до художников из окружения Франсуа Клуэ, которых мы все еще не можем с уверенностью идентифицировать, как, например. Аноним Лекюрье. В последнее двадцатилетие XVI века эта манера еще более усложняется и становится богаче.

Жан де Кур

Жан де Кур

Успех карандашных рисунков, которые стали ценить как самостоятельные произведения, а не рассматривать в качестве эскизов к картинам, ускорил эту эволюцию: к сангине и черному мелу добавляются теперь новые тона—голубые и розовые. Рисунки теперь соперничали с живописью в реалистичности изображения модели.

Аноним Лекюрье

Аноним Лекюрье

Эта тенденция окончательно оформилась у Кепелей

Франсуа Кепель. Генри де Гонди

Франсуа Кепель. Генри де Гонди

и у Дюмустье. Последние члены этих знаменитых художнических династий могут служить иллюстрацией преемственности традиции портретного искусства во Франции, продержавшейся почти без изменений вплоть до середины XVII века.

Пьер Дюмустье

Пьер Дюмустье

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий