в Камерном театре

Помню, в 1923 году в Камерном театре шла новая пьеса…
И когда нас постигали неудачи, то эти неудачи всякий раз оказывались сползанием к прошлому, стремлением обслуживать прошлое, влиянием на нас буржуазной культуры. Не теория, а собственная жизнь ясно и убедительно открыла нам «надстроечный» характер литературы.
Высказывалось мнение, что в ряду других надстроек литература и искусство будто бы более долговечны. Непосредственный исторический опыт, который мы сами, своими глазами, видели, своими судьбами пережили, говорит обратное. Как раз литература, выражающая отчетливей всего круг идей данного общества, живущего в данный час,— ярче и обнaженней, чем другие надстройки (уголовное право, судопроизводство и т. д.), показала при уничтожении своего базиса смерть этого круга идей, недолговечность, преходящесть надстройки. Забыть пережитый нами опыт нельзя. Не из книг, не из учебников,— мы получили это историческое знание из самой жизни.
Перейдем теперь ко второму вопросу. Нам могут ответить: хорошо, вы говорите о смерти Арцыбашевых, Мережковских, Зайцевых,— мы их не защищаем, не жалко, разговор не об этом искусстве идет. А вот скажите-ка, почему, если надстройка умирает,— живут и с огромной силой действуют на нас Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой? Борис Зайцев умер, но можно ли сказать, что умер Пушкин? Не ясно ли, что он живет сейчас, как, может быть, никогда раньше не жил?
Он живет сейчас, как, может быть, никогда раньше не жил,— совершенно верно! Именно в подчеркнутых словах и заключается ответ,— потому что ответ на этот вопрос подводит нас к другому, с которого началась наша первая беседа, к исключительно важному теоретическому вопросу освоения культурного наследства.
Скажем сразу же нашему незримому собеседнику: в том-то и дело, что Пушкин живет сейчас, как, может быть, никогда раньше не жил. В этом и заключается корень вопроса. До революции Пушкин не воспринимался всем пародом. В огромном своем большинстве неграмотный,-народ просто не знал Пушкина.

Категория: другие новости
Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий