Влияние Приматиччо

Влияние Приматиччо, долгое время творившего во Франции, также было огромным. Разнообразие его технических приемов хорошо изучил Димье. Приматиччо, как и его ученики, мало пользуется черным мелом, оставляя его для эскизов («Набросок для Анси-ле-Франка). Мел вообще редко встречается у французских художников (Жан Кузен Младший «Бог-отец», Лувр).

Приматиччо

Приматиччо

Излюбленной техникой Приматиччо остается светло-красная блестящая сангина, которую он широко внедрял  и использовал мастерски, обычно подсвечивая ее белилами. Сангина позволяет ему создавать клубящиеся перспективы, насыщенные предчувствием грозы, его ракурсы часто исполнены вызывающей чувственности («Набросок для галереи Одиссея»). Пример Приматиччо оказал решающее воздействие на Гуссена Дюбрейя, сумевшего сочетать преемственность с оригинальностью и незаурядным мастерством, а также на Амбруаза Дюбуа, чьи элегантные сангины отмечены близостью к Пармской школе («Софонисба» , Альбергина).

Амбруаза Дюбуа

Амбруаза Дюбуа. Туалет Психеи

Рисунки Приматиччо пером на подкрашенной бумаге поражают виртуозностью, изяществом и точностью волнистых и часто манерных линий («Набросок для Низкой галереи», Лувр), им много подражали. Дюбрей, в частности, вспоминает об этом. Визионерское воображение Приматиччо часто трагично («Фетида, погружающая Ахилла в Стикс», Париж, Лувр).

туссен дюбрей

Туссен Дюбрей.Фетида, погружающая Ахилла в Стикс

Для своих беглых набросков, а затем и окончательных рисунков Приматиччо охотно использует отмывку бистром, иногда по легкой предвари тельной подгонке черным мелом, которую он усиливает пером и подсвечивает белилами, обычно гуашью; тени, довольно контрастные еще в эскизах для «Золотых ворот»  постепенно смягчаются, достигая в «Маскараде в Персемоле» редких по силе световых эффектов; возможно, это вообще лучшее, что Приматиччо создал в рисунке.

Маскарад в Персемоле

Его отмывки с годами становятся все более легкими и светлыми, в то время как линия, обретая эллиптическую закругленность, вбирает в себя смело деформированные объемы. Подобные точное письмо и рафинированность встречаются затем у таких последователей Приматиччо, как Мастер Флоры .

Мастер Флора.Благовещание

Влияние Приматиччо прослеживается и в работах мастеров второй школы Фонтенбло — Дюбрейя, Дюбуа. Диме, Оннэ и Бюнеля. Некоторые рисунки Дюбрейя, по-видимому, были лишь акварельными эскизами, дорисованными, возможно, очень рано пером, причем часто другой, менее умелой рукой: таковы несколько его набросков для Сен-Жермен-ан-Лэ, хранящиеся среди картонов в Лувре. Отдельные рисунки Приматиччо также были «уточнены» подобным образом, без сомнения для того, чтобы сохранить их исчезающее изображение: эти дорисовки могли осуществляться уже в мастерской, и их  весьма трудно датировать. Часто они повторяют след иглы, которой продавливали контуры. Этот часто употреблявшийся способ обводки плох тем, что делает линию более жесткой… если вообще не перекрывает ее, как это произошло в ряде листов, приписываемых Приматиччо. Знаменитые его мотивы повторялись таким способом по множестве экземпляров, что несомненно свидетельствует об их успехе.

Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий