зрительное восприятие

На более сложной стадии натюрморта в групповую композицию включают дра­пировку. Будучи фоновым (отстраняющим) элементом композиции натюрморта, дра­пировка позволяет выделить в нем те кон­структивные особенности, которые ока­зываются главными: точное определение характера всей конструкции с помощью осей, линий пересечения и сопряжения предметных форм, соразмерность пропор­ций и тональное соотношение элементов. При ограниченном положении драпировки в композиции (лежащая на горизонталь­ной плоскости стола, прикрепленная к од­ной или к двум точкам) рисующий визу­ально ощущает ее формообразовательные свойства. Закономерности формообразо­вания складок драпировки — вертикаль­ные (прямые), горизонтальные (косые), радиальные (лучевые) — рисующий выяв­ляет в характерном движении линий, то­нальных соотношений и компоновки в еди­ном композиционном целом, обнажая само конструктивное построение драпировоч­ной ткани.
При рисовании натюрморта наиболее остро проявляют себя закономерности зрительного восприятия. Подводя рисунок к завершающей стадии, необходимо, отвле­каясь от мольберта, проверять не только верность передачи конструктивных осо­бенностей предметов, правильность их про­порционального соотношения и характер светотеневой моделировки, но и матери­альность, фактуру предметов, находящих­ся как в центре поля зрения (ясное и четкое видение), так и на его периферии (обоб­щенное видение).
Тогда откроется выразительное богат­ство каждой вещи, потенциально, визуально и содержательно заложенных в их сочета­нии в едином композиционном и вырази­тельном целом.
«Образ художественно оформляемой и художественно созерцаемой вещи» при этом будет соответствовать не только пер­воначально поставленной задаче, но и той изобразительной и знаковой логике и «грам­матике вещей», познанию которой подчи­нена вся творческая мысль художника.

Категория: натюрморт
Вы можите читать эту запись через RSS 2.0 поток. Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта

Оставить комментарий